Три способа насыщения цвета | Виртуальная фотогалерея /
Статья

Ситуация, когда хочется насытить блеклые цвета исходной фотографии, довольно распространена. В моём скромном Canon'е EOS 450D в пресетах для пейзажа насыщение встроено просто по умолчанию, дескать, мир тускл и невзрачен, мы сделаем вам красиво. Конечно, такие умолчания следует сбросить, но тем не менее, необходимость насытить цвета некоторых фотографий, действительно, возникает. Вовсе не обязательно делать из фотографии флуоресцентную картинку дешового календаря, но без определеной коррекции не обойтись.

Самое обычное повышение контрастности кривыми в пространсте RGB повышает насыщенность изображения (так что я для работы с яркостью/контрастностью стараяюсь всегда использовать режим наложения слоев Luminosity. На всякий случай.). Но речь, конечно, идет о специализированных приемах.

Я знаю три основных способа это сделать на практике. Каждый из способов имеет некоторые вариации. В этой статье рассмотрены все три способа и целый ряд вариаций, так что статья получится большая. Но если бы я рассматривал все детали и тонкости, то получились бы три статьи, каждая объемом на порядок больше этой. Так что нам вам еще повезло. Нужно избавляться от перфекционизма.

00-Sample.jpg: 600x460, 235k (2011-09-21, 16:49)
Исходное изображение

Saturation vs. Vibrance

HueSaturation.jpg: 216x373, 37k (2011-08-02, 23:30) На самом деле, базовый инструмент для повышения цветовой насыщенности был в Фотошопе всегда, это Hue/Saturation (Оттенок/Насыщенность), опция Saturation. Однако, пользоваться инструментом напрямую нельзя. Дело в том, что Hue/Saturation предназначен для прямой, так сказать, «математической» работы в модели цветов HSB и повышает насыщенность (ось S цилиндрических координат HSB) линейно, примерно так, как инструмент Light повышает яркость. Ясно, что при таком алгоритме изначально интенсивно окрашенные области фотографии быстро выходят в насыщение и теряют естественность. С ними происходит примерно то же, что происходит со светами при использовании инструмента Light: соответствующие RGB каналы достигают и упираются в значение 255, что в терминах фотографов и цветокорректоров обозначается пугающими терминами «выжигание цвета», «100%-ная плашка» и богатым словом клиппинг – «слипание» цветов.

Естественно, разработчики знают об этой особенности инструмента, и рекомендуют пользоваться им для насыщения только косметически, используя незначительные параметры насыщения: в пресетах указаны значения 10% (увеличение насыщения), 30% (большее увеличение насыщения) и 50% (сильное насыщение). При разгоне насыщенности до предела фотография начинает напоминать художественные эксперименты сумасшедшего пуанталиста.

00-Sample.jpg: 600x460, 235k (2011-09-21, 16:49)
Исходное изображение
01-Sample10.jpg: 600x460, 256k (2011-09-21, 16:49)
10%
01-Sample30.jpg: 600x460, 281k (2011-09-21, 16:49)
30%
01-Sample50.jpg: 600x460, 317k (2011-09-21, 16:49)
50%
01-Sample100.jpg: 600x460, 519k (2011-09-21, 16:49)
100%

Vibrance.jpg: 216x373, 26k (2011-08-02, 23:11) Во исправление очевидных недочетов инструмента Hue/Saturation разработчики Фотошопа предложили, начиная с CS4 новую его модификацию, заточенную под реальную фотографическую практику насыщения цветов - Vibrance. Прежде чем перейти к собственно опции Vibrance, стоит заметить, что на новой форме присутствует и движок Saturation. Его воздействие на изображение более «интеллектуальное» и менее формальное, чем работа традиционного инструмента Hue/Saturation. «Интеллектуальность» заслуживает отдельного исследования, которое я пока не готов делать; как минимум, новый Saturation не только изменяет значение S, но и корректирует H и B в модели HSB.

Буквальное значение слова Vibrance - «вибрация», но этот перевод хотя иногда и встречается в Сети, не имеет никакого отношения к функциям инструмента. Чаще же используется просто калька «вибранс» или «вибренс», потому что соответствующий русский аналог подобрать сложно: может быть, «сочность»? (Кажется, иногда употребляется «красочность».) В отличие от инструмента Saturation, Vibrance повышает насыщенность цветов нелинейно. Уже насыщенные цвета насыщаются едва-едва, мало- и средне-насыщенные насыщаются сильнее всего, а цвета близкие к серому также изменяются слабо. Таким образом, с одной стороны, изображению не грозит клиппинг активно окрашенных областей, а с другой - в серых тонах не выскакивают в разброс отдельные цветные пикселы.

00-Sample.jpg: 600x460, 235k (2011-09-21, 16:49)
Исходное изображение
02-SampleSaturation.jpg: 600x460, 322k (2011-09-21, 16:49)
Saturation max
02-SampleVibrance.jpg: 600x460, 296k (2011-09-21, 16:49)
Vibrance max
02-Sample.jpg: 600x460, 245k (2011-09-21, 16:49)
Исходное изображение

Кроме того, как показывает исследование, Vibrance имеет ряд нетривиальных особенностей. Он

  • во-первых, минимально воздействует на цвета кожи человека (не слишком насыщенные желтые и красные), искажения в оттенке которой субъективно весьма критичны; и
  • во-вторых, сильно акцентирует и затемняют средне-насыщенные сине-голубые тона, то есть цвета неба, действуя подобно поляризационному фильтру.

В отличие от предшественника, Vibrance не стесняется несколько смещать угол исходного цвета на цветовом круге, изменяя оттенки для лучшего субъективного восприятия. На практике это, помимо всего прочего, означает, что корректирующий слой с Vibrance неправильно накладывать в режиме Saturation, вообще говоря, удобном при выборочной работе с насыщенностью.

Достоинства и недостатки

Достоинства Vibrance в том, что разработчики Фотошопа подумали за пользователя, уберегли фотографию от его грубых ошибок и упростили ему жизнь.

Недостаток же – они оставили пользователю только один управляющий движок. Собственно, выбирать не из чего: можно только менять интенсивность воздействия инструмента. Конечно, этот недостаток – оборотная сторона достоинств. Так обычно и бывает.

Сэмулировать алгоритм поведения Vibrance - малое воздействие на уже насыщенных и серых областях, сильные на средненасыщенных - можно с помощью масок. Однако я не очень преуспел в подобных экспериментах.

Selective Color и Channel Mixer

CannelMixer.jpg: 216x373, 38k (2011-08-06, 21:43) В Фотошопе реализованы два инструмента, позволяющие добавить в цветовые каналы RGB и CMY дополнительные цветовые оттенки. Это Channel Mixer (Смеситель каналов) и Selective Color (Избранный цвет). Оба инструмента вполне можно применять для поканальной цветокоррекции, но для повышения общей насыщенности цветов они тоже пригодится. Принцип использования инструментами схож.

Channel Mixer очевиднее в понимании и проще в использовании; с другой стороны, воздействие его резче. Инструмент позволяет в каналы RGB – красный, зеленый и синий – подмешать ещё (и удалять) красный, зеленый и синий. Естественно, для повышения интенсивности цвета нужно добавить в каждый канал добавить порцию того же цвета и убрать примерно по полпорции двух других цветов, чтобы сохранить яркость, то есть в канал R добавить красного и убрать зеленый и синий, G +(зеленый) -(красный) -(синий) и аналогично с каналом B. Проще понять это из картинки в начале раздела.

Использовать Channel Mixer нужно с аккуратностью - жестковат.

00-Sample.jpg: 600x460, 235k (2011-09-21, 16:49)
Исходное изображение
03-SampleCannelMixer10.jpg: 600x460, 257k (2011-09-21, 16:49)
Channel Mixer 10%
03-SampleCannelMixer30.jpg: 600x460, 281k (2011-09-21, 16:49)
Channel Mixer 30%
03-SampleCannelMixer50.jpg: 600x460, 299k (2011-09-21, 16:49)
Channel Mixer 50%
03-SampleCannelMixer100.jpg: 600x460, 335k (2011-09-21, 16:48)
Channel Mixer 100%
02-Sample.jpg: 600x460, 245k (2011-09-21, 16:49)
Исходное изображение

SelectiveColors.jpg: 216x373, 32k (2011-09-21, 16:55) Инструмент Selective Color предназначен для предпечатной подготовки, потому что в качестве подмешиваемых цветов использует CMYK, которые, как известно, просто краски печатной машины. Цвета CMY циан, магенту и желтый можно подмешивать в основные и дополнительные цвета (RGB и CMY), а также в света, тени и полутени. Есть два способа сделать это для повышения интенсивности цветов.

Первый способ: удалить из RGB каналов – красного, зеленого и синего – соответствующие «загрязняющие» их дополнительные – циан, магенту и желтый. Второй – добавить в циан, магенту и желтый еще порцию тех же цветов, циана, магенты и желтого соответствено, усиливая их. Первый способ по-откровеннее, второй по-деликатнее. Никто не мешает применить оба приема вместе: очистить основные и подкрасить дополнительные цвета.

Отметим, что поскольку подмешиваемые цвета CMY - краски, то вычитание их несколько осветляет картинку, а добавление - затемняет. Компенсировать это другими каналами сложнее, чем в микшере.

00-Sample.jpg: 600x460, 235k (2011-09-21, 16:49)
Исходное изображение
03-SampleRGB-CMY.jpg: 600x460, 263k (2011-09-21, 16:48)
Вычитание из RGB
03-SampleCMYCMY.jpg: 600x460, 256k (2011-09-21, 16:48)
Добавление в CMY
03-Sample2SC.jpg: 600x460, 273k (2011-09-21, 16:48)
Комбинировнный
02-Sample.jpg: 600x460, 245k (2011-09-21, 16:49)
Исходное изображение

Достоинства и недостатки

Selective Color можно использовать для выборочных цветов (скажем, только для синего), и это хорошо. Вообще, им можно вертеть гораздо в большей степени, чем Vibrance. Мелким шрифтом отмечу, что возможножность «приложиться» к определенному цветовому диапозону еще лучше реализована в Hue/Saturation в виде продвинутого слайдера, но описанная ущербность инструмента нивилирует эти преимущества.

Риск применения обоих инструментов — можно ненароком повредить цвета, и об этом всегда нужно помнить.

Каналы Lab

LabS.jpg: 216x373, 35k (2011-08-06, 21:43) LabSm.jpg: 216x373, 35k (2011-08-06, 21:43) Профессионалы используют для цветоррекции пространство Lab. Оно, это математическое пространство цветов, интересно тем, что в нем, в отличие от других применяемых в Фотошопе пространств, яркость (канал L) отделена от цвета (каналов a и b). Это здорово, но пользоваться Lab без навыка не очень удобно. Точнее, совсем неудобно. Тем не менее, один из способов повышения насыщенности основан на кривых Lab и использует премущества этого пространства именно в отдельном положении цветов.

Ясно, что для повышения интенсивности цветов нужно в палитре Lab-кривых выкрутить цветовые каналы a и b. Вопрос, как это сделать? Главная идея в том, что круче кривая, тем больше степень дополнительного насыщения. Обычно рекомендуют использовать S-образную кривую (вариант со смещением граничных точек отбросим как заведомо абсурдный). Я вынужден не согласиться с этим.

Дело в цветовой ширине пространства Lab: она гораздо больше возможностей монитора, печатной машины и даже глаза человека. Фактически только центральная часть осей a и b может быть воспроизведена адекватно в реальной, а не математической жизни (что, собственно, видно на гистограмме на скриншотах вначале раздела). S-образная кривая имеет пучность как раз в области предельно допустимых для техники цветов, и тем самым легко провоцирует клиппинг.

По-этому я предлагаю модифицированную S-кривую, которая быстро возвращается к диагонали при увеличении абсолютной величины a и b. Точное определение модифицированной S-кривой ещё нужно подобрать. Кстати, по мнению Маргулиса в канале a кривая должна закручиваеться чуть сильнее для сохранения правильных цветовых тонов.

00-Sample.jpg: 600x460, 235k (2011-09-21, 16:49)
Исходное изображение
04-SampleLabS.jpg: 600x460, 329k (2011-09-21, 16:48)
S-кривые
04-SampleLabSm.jpg: 600x460, 340k (2011-09-21, 16:48)
S-кривые модифицированные
02-Sample.jpg: 600x460, 245k (2011-09-21, 16:49)
Исходное изображение

Достоинства и недостатки

Похоже, что достоинства кривых Lab в деле насыщения абстрактны: это «математический» метод, что льстит компьютерщиком, использующий кривые, что привычно аксакалом Фотошопа. Хотя идея формальных координат a и b вовсе не юзерфрендли для подавляющего большинства фотографов, Маргулис, например, во всю рекомендует шаманить в пространстве Lab.

Искривление кривых a и b воздействует на цвета, добавляя вдруг даже в чистые цвета загрязняющие оттенки. На первый взгляд, неожиданно для декларированной независимости цветов в Lab, но все встает на свои места, если сообразить, что оси a и b вовсе не параллельны осям RGB...

Наконец, на мой вкус, категорический минус этого способа - необходимость переходить в другое пространство, а значит вынужденное уплощение ранее созданных корректирующих слоев.

Комментировать


Ваше имя:
->

>>

Все альбомы

Навигация